Национальный стадион (Варшава) (The National Stadium in Warsaw)

Польша
Варшава
2011
58145
105 m
68 m
http://stadionnarodowy.org.pl/
 Польша

История

Национальный стадион в Варшаве – третье в мире сооружение (после Центральштадиона в Лейпциге и "Ювентус Арены" в Турине), построенное на месте старого объекта – "Стадиона Десятилетия". Своё название старый стадион, сданный в эксплуатацию 22-го июля 1955-го года, получил в честь июльского Манифеста Польского комитета национального освобождения от 22-го июля 1944-го года, когда была провозглашена Польская республика.

Новое сооружение с патриотическим названием стало главным символом спортивной Польши. Внутри него проходили все знаковые спортивные события страны. К началу 80-х годов коммунистическая власть потеряла контроль в экономической и социальной сфере республики. В конце 80-х в Польше состоялись первые за полвека демократические выборы. Новое правительство двинулось в сторону установления рыночной экономики по типу Западной Европы. Стране из-за перестроечного положения стало не до футбола. Финансировать огромную арену стало некем и нечем. В Варшаве, поразмыслив, решили пойти по пути наименьшего сопротивления: в последние годы стадион стал использоваться в качестве торговой площадки крупнейшего в Европе оптового и розничного рынка.  

В 2008-м году польские власти решили прекратить торговлю на территории славной спортивной арены. После объявления Польши (наряду с Украиной) хозяйки чемпионата Европы-2012, возникла необходимость в наличии современного, полезного, удобного и эффектного футбольного стадиона. Варшава, как столица Польши, не могла обойти стороной крупнейший континентальный спортивный праздник. Тогда было принято историческое решение снести "Стадион Десятилетия" и построить на его месте новый Национальный стадион.

Варшавская арена размещена прямо в центре города, вблизи реки Висла и автострады, в районе трёх городских улиц – Пониатовской (1), Счечинской (2) и Зеленикей (3). С улицы (2) расположен въезд для спортсменов, VIP-гостей, полицейских, пожарной охраны, скорой медицинской помощи. В дни игр попасть с улицы (3) на стадион будет невозможно в целях безопасности.

Главная проблема авторов проекта – обеспечение транспортных путей к новому стадиону. Несмотря на отличное расположение стадиона, добраться до него людям без автомобиля непросто. Усилиями правительства (земля, на которой построен Национальный стадион – собственность правительства, а не Варшавы, муниципальная администрация которой не желает вкладывать средства в чужие активы) планируется решить проблему строительством железнодорожной станции (первоначальное название "Стадион") и одноимённой станции метро.    

К началу октября 2009-го года на стадионе было заложено 40 процентов железобетонных конструкций до нулевого уровня. Подобные работы продолжались до апреля 2010-го года. Параллельно с ними с января 2010-го года начался монтаж стальных конструкций. По объёмам и темпу строительства, до 2011-го года рабочие шли с опережением графика. В среднем, в две смены работало 1277 человек, 20 крупных кранов, около 10 вспомогательных автокранов и бесчисленное количество остальной необходимой техники. Стройматериалы для сооружения Национального стадиона привозились из Гданьска, Познани, Торуни, Кельца. Зарубежные предприятия, расположенные в Италии и ориентированные на производство стальных труб диаметром в два метра, импортировали главному польскому стадиону необходимые "продукты". Мера с привлечением зарубежных материалов была, скорее, необходимой, чем желанной: в Польше не существует в природе подобных заводов.

Проект Национального стадиона создала немецкая фирма JSK "Архитекторы". В списке удачных работ этой компании значатся стадионы в Берлине и Дюссельдорфе, Китае и ЮАР. Внешний вид выполнен в цветах национального флага Польши. Сверху кажется, что стадион, как красно-белый флаг, качается. Сооружение выстроено на восемь метров выше, чем "Стадион Десятилетия". Сворачивающаяся крыша позволяет проводить на стадионе матчи в любое время года (что особенно важно для Польши, где проведение зимних еврокубковых игр – не в диковинку).

Национальный стадион не станет домашней ареной для варшавской "Легии"  - самого популярного клуба столицы Польши. Не исключено, что наиболее важные игры "Легии" (в еврокубках) будут проходить на новой 60-тысячной арене. Чаще всего, на арену будет выходить национальная сборная Польши.

Согласно первому плану сдачи объекта, открытие стадиона было намечено на шестое августа 2011-го года. Первым международным спортивным событием на новом Национальном стадионе должны были стать соревнования по фристайлу. Однако, к июню готовность арены была оценена уполномоченными на то людьми из УЕФА лишь на 80 процентов.

На темпы строительства повлияла размолвка, произошедшая между заказчиком (Национальный центр спорта) и исполнителем (Alpine – Hydrobudowa – PBG). Последний незаконно, в одностороннем порядке, увеличил для себя срок сдачи объекта. Помимо этого, Национальный центр спорта обвинял исполнителя в конструктивных дефектах возведённой части стадиона: отсутствие необходимого количества лестниц на верхних ярусах. Консорциум получил от заказчика десять дней на исправление ситуации либо альтернативу – штраф в размере тридцати миллионов евро. После этого заморозившаяся было стройка вновь начала громыхать и приближаться к своему логическому завершению. В процессе строительства арены погибли три человека (двое – первого декабря 2009-го года во время падения в результате поломки строительного крана с 18 метров, один – девятого мая 2011-го года при падении с крыши).

Двадцать девятого июня 2011-го года на Национальном стадионе был смонтирован последний из 72-х элементов мембранного покрытия конструкции крыши. К концу лета установка индивидуальных сидений была завершена. Двадцать седьмого августа в Варшаве состоялось грандиозное шоу под названием "Big Light Show", которое включало в себя подсветку внешнего фасада главной спортивной арены страны. Шоу сопровождалось ярким фейерверком и праздничным концертом. Посетивший варшавский стадион президент УЕФА Мишель Платини подчеркнул великолепие внутреннего убранства, внешнего вида и удобства для корреспондентов и болельщиков.  

 

Букмекеры
1 Бонус: 15 000 ₽ Отзывы () Обзор Играть